Добрый день. Сегодня хотелось бы поговорить с вами о съемке в тумане. Снимать в тумане я очень люблю и рекомендую всем. В статье хотел бы рассмотреть, какие бывают виды тумана, как попасть в туман, а также рассказать о некоторых особенностях съемки. Сначала давайте определимся, зачем все это нужно, то есть какие преимущества дает нам туман:1) воздушная перспектива: объекты, находящиеся в тумане, визуально кажутся дальше, что создает перспективу на плоскости,
2) помощь в построении композиции: как известно, идеальная композиция — та, в которой нет ничего лишнего. Туман отлично помогает скрыть «кашу» из веток, дома, антенны и все прочее, что не бросается в глаза во время съемки, но оказывается совершенно ненужным на фотографии,
3) атмосфера: фотографии с туманом — это всегда атмосфера загадочности и сказки.Виды тумана
Википедия дает нам такое разделение:
1. Поземный туман — туман, низко стелющийся над земной поверхностью.
2. Просвечивающий туман — туман с горизонтальной видимостью на уровне 2 м менее 1000 м (обычно она составляет несколько сотен метров, а в ряде случаев снижается даже до нескольких десятков метров), слабо развитый по вертикали, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков).
3. Туман — сплошной туман с горизонтальной видимостью на уровне 2 м менее 1000 м (обычно она составляет несколько сотен метров, а в ряде случаев снижается даже до нескольких десятков метров), достаточно развитый по вертикали, так что невозможно определить состояние неба (количество и форму облаков).
4. Дымка — очень слабый туман.От себя хотел бы добавить к этому списку пар от реки при перепаде температур, который создает эффект густого тумана.
Сразу хочу заметить, что все мои советы основаны на личном опыте жителя средней полосы и лесостепи.
По моим наблюдениям, в туман чаще всего можно попасть ранним утром. Желательно приехать на точку съемки хотя бы за полчаса до рассвета, прогуляться, настроиться, найти интересные ракурсы. Я считаю это время идеальным: можно застать красивый свет, туман, иней, а иногда и все вместе, как, например, на этом фото (см. фото)Утренние туман и свет — явления очень скоротечные, поэтому нужно понимать, что много времени на выбор ракурса у вас не будет. Именно поэтому я рекомендую сделать это заранее. Вставать, конечно, придется рано.
Вероятно, многих это останавливает, но ведь оно того стоит…
Меня с детства увлекали сказка прохладного летнего утра, природа, успевшая остыть за ночь от дневной жары, стелющийся по земле туман и тишина, которую нарушают лишь поющие птицы и шелест листьев. Потом, когда солнце начинает подниматься высоко над деревьями, можно спуститься к реке, где еще виднеются остатки тумана, и поснимать в его частичках лучики света, запутавшиеся в ветках, наслаждаясь при этом прохладным ветерком от воды.

Весной и летом часто бывают грозы. Случается, целую ночь идет дождь, ветер срывает палатку, вокруг бьют молнии, а утром просыпаешься после пережитого и видишь такую картину (см. фото)

Данную панораму я снимал с помощью брекетинга, то есть делал отдельно снимки с экспозицией по небу и отдельно — по земле. Таким образом, мне удалось избежать пересветов и провалов в тенях, тем более, что снимать против солнца, в контровом свете, — серьезное испытание для камер среднего класса.
Выходит, чем хуже погода, тем лучше для пейзажиста, чем труднее условия, тем интереснее результат. Вообще, если погода переменчивая: то льет дождь, то светит солнце, — можно смело выезжать на съемку. С большой долей вероятности вы попадете в сказку, где даже обычная бабушка с коровами будет выглядеть персонажами из сказок братьев Гримм.

По большому счету, утренний, а реже — вечерний туман можно застать в любое время года. Исключение составляют лишь месяцы межсезонья: март и ноябрь. Во времена зимних оттепелей туманы стоят целыми днями даже в городе. В такие дни я снимаю подобные сюжеты (см. фото)

Когда меня спрашивают о поисках сюжета для съемки, я отвечаю, что спрашивать кого-то о сюжетах не стоит.
Да, есть общепринятые законы композиции, и ими, конечно же, нужно пользоваться. Но сюжеты — это совсем другое. Снимать нужно то, что нравится вам самим. Для вдохновения советую постоянно смотреть фотографии и картины классиков, читать художественную литературу — воспитывать художественный вкус. Можно иметь дорогие камеры и объективы за тысячи долларов, в совершенстве знать устройство вашего фотоаппарата,
но так и не снимать чего-то своего — интересного и оригинального. Дорогая техника может с точностью передать то, что находится вокруг вас, но она никогда не передаст то, что внутри вас. Художественная фотография — это не просто нажатие кнопки спуска, но и работа, зачастую долгая: и до, и после щелчка затвора. Слушайте любимую музыку, читайте хорошие, добрые сказки и воплощайте их на ваших фотографиях. Все в ваших руках! Впереди лето 2014 года…

Фото 1. «Утро в сонной лощине». Туман, точнее, пар от реки скрывает исправительную колонию и крыши домов по ту сторону реки.
Фото 2. «Отражения реки Уды».
Фото 3. «Из воспоминаний о прошедшем лете». Туман, солнце и ветки деревьев, как правило, способны рисовать такие лучики, создавая эффект льющегося в реку света.
Фото 4. «Душа древа».
Можно увидеть очень густой туман, а пока найдешь точку съемки, он уже успевает уйти, но и тогда остатки тумана неплохо заполняют задний план.
Фото 5. «Затерянный мир после грозы».
Фото 6. «Рыбалка во времена Юрского Периода».
Фото. «Коровы»
Фото. «Утро в городском парке».
Фото. «Растворяясь в тумане».
Фото. «Летнее утро в лесу».